США: работодатели в школах
В Америке в основу системы профориентации заложена модель сравнения специфики профессий с чертами характера. Их эксперты выявляют в ходе тестов, рассчитанных на детей и молодежь разного возраста: от дошкольников до выпускников вузов. Тестирование также помогает оценить уровень знаний и степень интереса к направлениям широкого профиля.
Затем школьник получает список подходящих профессий и может выбрать одну из них. В старших классах также действует двухгодичная программа, направленная на формирование навыков в исследовательской, проектной, управленческой, технологической или производственной деятельности. Есть дополнительные уроки, которые позволяют изучать иностранные языки, изобразительное искусство, компьютерную технику, издательское дело и труд.
В рамках программы профориентации компании предоставляют рабочие места, что дает возможность провести «тест-драйв» специальности. Для подростков действуют учебно-производственные базы, где тоже можно попробовать себя в разных направлениях. Кроме того, ребята могут следить за рейтингами профессий и ходить на встречи с потенциальными работодателями, которые каждый месяц проходят в школах.
Страны ЕС: детские карьерные бюро
В большинстве стран Европы планированием карьеры занимаются с начальной школы. Здесь есть, например, занятия по технологии поиска работы и курсы лекций по развитию карьеры. Ребят учат самостоятельно ориентироваться в мире профессий и оценивать себя с учетом ситуации на рынке труда.
В школах Великобритании, Германии и Франции работают специальные бюро, которые ведут карьерные и психологические консультации для подростков. Есть профориентационные программы по математике, естественным наукам, менеджменту, искусству и культуре. В программу входят теоретические и практические занятия, деловые игры, тренинги и встречи с успешными предпринимателями. Это позволяет школьникам научиться грамотно составлять резюме и пользоваться специальной базой данных, посвященной профессиям.
В Великобритании старшеклассникам и студентам рассказывают о состоянии рынка труда и условиях работы, а также составляют для них списки востребованных специальностей.
Скандинавские страны: обязательная практика
Некоторые страны Скандинавии стоят особняком: здесь система профориентации немного отличается от общеевропейской. В финских школах, например, есть специальные уроки, посвященные этому направлению. Начинаются они с 7 класса и обязательно подразумевают практику, в рамках которой можно попробовать себя в выбранной специальности, посвятив ей от одной до трех недель. В 8 классе ребята начинают изучать вопросы построения карьеры, а еще через год — ходить на встречи со специалистами кадровых служб различных компаний. Если к окончанию 9 класса школьник все же не может определиться с выбором, он получает помощь карьерного консультанта.
В Швеции действует профориентационная программа «Куда идти по жизненной лестнице», которая помогает подросткам лучше понять особенности своей личности, интересы, склонности и таланты. В рамках программы ребят знакомят с профессиями, рассказывают о требованиях, которые предъявляют работодатели, перспективах развития и образовательных траекториях. Поработать по специальности можно во время летней практики или дополнительных курсов.
Япония: самоанализ по 62 пунктам
В отличие от большинства стран, где преобладают три из четырех базовых составляющих профориентации: профпросвещение, профконсультация и профотбор, — Япония особое внимание уделяет профессиональной адаптации. Начиная с 7 класса каждый школьник здесь в обязательном порядке пробует 16 разных профессий, чтобы определить, соответствует ли характер той или иной работы его личности и способностям.
Когда курс закончен, надо обдумать свои выводы и успехи: сделать это можно совместно с психологами и педагогами по 62 пунктам оценки. На основе полученного индекса затем разрабатывается индивидуальный план обучения.
Обсуждение материала
Оставить комментарий