Мой город — Мурманск
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Как я выиграл Всероссийскую олимпиаду школьников — 2017

В начале апреля в разных городах России завершились заключительные этапы Всероссийской олимпиады школьников по литературе, физике, английскому языку, праву. Пройдя школьный, муниципальный и региональный туры, лучшие старшеклассники добрались до финала и выиграли его. О том, как им удалось добиться такого результата, «Учёба.ру» побеседовала с победителями олимпиады — 2017.
Буланова Анна
Главный редактор Учеба.ру
25 апреля 2017
Фото: Andrew Hurley / Flickr / CC BY-SA 2.0
Анна Щетникова,
ученица 11 класса лицея НИУ ВШЭ,
победитель Всероссийской олимпиады школьников — 2017 по английскому языку

«С 10 класса я учусь в лицее НИУ ВШЭ. Мне повезло попасть в одну из самых сильных групп английского языка, что, конечно, сказалось на результате. Если говорить про самостоятельную подготовку к олимпиаде, то, в основном, я решала задания похожего формата из пособий для подготовки к языковым экзаменам CAE и CPE, с упором на разделы с идиомами и фразовыми глаголами. Никогда нельзя знать, что придумает жюри в этом году, но если проработать устойчивые выражения в достаточном количестве, есть шанс, что попадется то, что тебе уже встречалось. Для подготовки к заданиям на социокультурную компетенцию использовала книжки „Britain. The Country and Its People“, „Spotlight on the USA“ и просто „Википедию“, где читала про разных известных деятелей культуры и политики из Великобритании и США. И, конечно, еще один полезный и одновременно приятный способ улучшить словарный запас и языковую интуицию — просто поглощать как можно больше материала на языке, читая книжки и новости, просматривая фильмы и видео с YouTube, слушая музыку.

Стоит отметить, что для команды Москвы проводились довольно сильные сборы к финалу — сначала по вечерам, в городе, потом — в рамках выездной школы. На сборах мы также решали разные тесты, писали „райтинги“ и тренировали speaking в формате олимпиады.

Заключительный этап проходил в Волгограде. На аудировании и чтении были задания обычного формата, характерного для того же ЕГЭ, — выбрать в тесте правильный ответ на вопрос по тексту, сказать, верное утверждение или нет, сопоставить варианты заголовков с абзацами. В части Use of English было задание на знание идиом, связанных с цветом („brown goods“, например), и задание на так называемых ложных друзей переводчика: нужно было, опираясь на определение, составить слово из предложенных букв, которых было больше, чем надо, не попавшись в ловушку — не выбрав, например, вариант „application“ вместо слова „appliqué“ при переводе нашей „аппликации“ как вида поделок. Довольно много баллов давали за задание в виде теста с multiple choice про знаменитых политиков, художников и писателей.

На writing нужно было написать статью в молодежный журнал на тему успеха, рассказав про какого-нибудь человека, чей путь был непростым. На speaking — опираясь на рекламный ролик международной организации (например, Greenpeace), объяснить, почему нужно стать ее волонтером, и упомянуть при этом все необходимые пункты, а потом ответить на вопросы.

После победы, конечно, я была очень рада: приятно осознавать, что смог подняться так высоко в рейтинге из 212 участников. Ведь они были отобраны по всей стране, и многие из них блестяще владеют языком. Мои друзья, мне кажется, порадовались за меня, я получила довольно много поздравлений. Две мои одноклассницы тоже завоевали дипломы победителя и призера.

Что касается выбора вуза, то за два года учебы в лицее „Вышки“ я успела познакомиться с этим университетом и понять, что хочу там учиться. Я собираюсь поступать на исторический факультет НИУ ВШЭ. Диплом победителя олимпиады „Высшая проба“ по истории позволит пройти на этот факультет вне конкурса, если я смогу подтвердить свой результат 75 баллами на ЕГЭ. Если не получится, пойду на „Иностранные языки и межкультурную коммуникацию“. Диплом „Всероса“ по английскому дает мне право быть зачисленной на эту программу до основного конкурса».

Дмитрий Плотников,
ученик 11 класса школы № 1329,
победитель Всероссийской олимпиады школьников — 2017 по физике

«Я учусь в школе № 1329, которая подготовила немало призеров „Всероса“ по физике. На олимпиаде в прошлом году я уже получил диплом, так что на этот раз поехал сразу на заключительный этап. К финалу я специально не готовился, поскольку готовлюсь к Международной физической олимпиаде IPhO.

На „Всеросе“ муниципальный и школьный этапы состоят из обычных школьных задач, которые может решить каждый. Но финальный раунд раза в два сложнее, чем региональный. На финале было два тура — теоретический и экспериментальный. Для 11 классов экспериментальный тур был сделан похожим на тур международной олимпиады. Теория была не такой, как в прошлые годы, стала сложнее, это радует.

Я обычно не волнуюсь на турах, и это помогает, ведь многие теряют дипломы именно из-за волнения. Когда я узнал о своей победе, первой реакцией была радость, а потом встал вопрос, что же дальше. Те, кто получает диплом в первый раз, очень рады, но потом уже не так интересно. Я считаю, что даже средний школьник может взять приз на этой олимпиаде, нужно просто много времени посвящать предмету. А вот чтобы стать победителем, требуется определенный склад ума.

Я буду подавать документы на факультет компьютерных наук Высшей школы экономики. Хочу стать программистом — физика как наука кажется мне неинтересной. А в ближайших планах — пройти отбор на олимпиаду IPhO и получить там золотую медаль».

Милорада Минкевич,
ученица 11 класса лицея № 1553,
победитель Всероссийской олимпиады школьников — 2017 по литературе

«Я учусь в лицее № 1553 имени В.И. Вернадского. Здесь классы не делятся по параллелям, но существует разделение по уровню знаний и интересам (практически по всем предметам). Впрочем, даже те, кто выбирает слабую группу по литературе, в 8 и 9 классе проходят курс „зарубежки“, который дает фундамент для понимания мировой литературы (русской, в частности), а также мировой истории и истории искусств. Кроме того, в лицее можно заниматься на специализациях, связанных с филологией, и писать исследовательские работы. Я, например, посещала специализации „Мифология и семиотика“ и „Герменевтика“. Лицей дает все возможности для изучения литературы на глубоком, «олимпиадном» уровне.

Мой интерес к литературе появился благодаря преподавателям: Асе Владимировне Штейн, Марине Борисовне Преображенской и Надежде Владиславовне Свешниковой. Я дважды проходила путь от школьного до регионального этапа, и на этот раз наконец-то удалось попасть в финал. В прошлом году я занималась литературой только в школе, а в этом посещала курсы в Центре педагогического мастерства и ходила к репетитору — студентке НИУ ВШЭ. В основном мы повторяли теорию и занимались анализом текста. Я самостоятельно читала статьи, перечитывала и разбирала программные произведения. Но не могу сказать, что занималась целенаправленно, — я делала это, скорее, для удовольствия.

Школьный и муниципальный этапы по сложности примерно одинаковые. Региональный заметно сложнее, но тут и тексты, предложенные для анализа, и творческие задания интереснее. Заключительный этап еще сложнее (здесь уже есть устный тур, например). Неделя на финале в Ярославле мне показалась одной из самых коротких и одновременно самых долгих в моей жизни, как будто едешь в скором поезде. Это были очень яркие мгновения, и все так стремительно пронеслось.

На первом туре предлагали два текста для анализа на выбор: поэтический и прозаический. Я выбрала „Стихи о соловье и поэте“ Эдуарда Багрицкого. Я так сильно прониклась трагичностью, „дробящимися“ оптическими образами, многообразием жизни в художественной реальности этого стихотворения, что после тура плакала, и от стихов, и от нервного перенапряжения.

На втором туре, опираясь на эссе Михаила Шишкина, нужно было ответить на вопросы и написать собственное эссе о личном открытии „настоящей“ прозы или поэзии. Затем последовало задание необычного формата: определить тему доклада по перемешанным слайдам презентации, дополнить их своими слайдами с тезисами и расставить все по порядку. Второй тур я прошла спокойно, полностью погрузилась в работу, было интересно. А третий, устный тур оказался для меня самым трудным с психологической точки зрения, поскольку я всегда боялась публичных выступлений. Тем не менее он прошел на удивление легко, хотя в процессе я ужасно переживала.

Когда объявляли результаты, я была в смятении, и больше радовалась за ребят из своей команды, чем за себя. Почувствовала победу позже, когда меня обнимала вся команда, когда позвонила мама и когда я стала читать электронные письма с поздравлениями от учителей, а подруги из класса приехали встречать нас на вокзал. Чтобы выиграть Всероссийскую олимпиаду, не нужно быть кем-то особенным и даже не нужно целыми днями сидеть и заниматься. Достаточно просто горячо любить предмет и по-настоящему интересоваться им, уметь использовать свои знания, находить свой подход к выполнению заданий. Сейчас передо мной стоит выбор между МГУ и НИУ ВШЭ: и там, и там есть интересные программы и хорошие преподаватели».

Мария Щупакова,
ученица 11 класса школы № 444,
победитель Всероссийской олимпиады школьников — 2017 по праву

«Я победитель Всероссийской олимпиады по праву прошлого года, и в этом году могла бы сразу поехать на финал, но решила участвовать во всех отборочных этапах для тренировки и проверки своих сил. Для подготовки я посещала занятия в Центре педагогического мастерства и факультатив в школе, занималась самостоятельно.

Задания на всех этапах были сложными. На школьном и муниципальном турах они оказались более творческими, оригинальными, хотя и требовали серьезных знаний. Региональный и заключительный этапы, в принципе, похожи: не могу сказать, что финал сложнее. Задания здесь кажутся более стандартными, повторяются из года год с небольшими вариациями и в большей степени нацелены именно на правовые знания.

Заключительный этап состоял из трех туров. Первый — тестовые задания. Второй — различные соотнесения, определения, схемы, последовательности, работа с документом и правовые задачи. Третий — устное выступление. Были задания, которые я ожидала увидеть, но в этом году появилось много весьма неожиданных вопросов. Я, конечно, волновалась, но не сильно. Самые волнительные моменты были перед объявлением результатов первого и второго туров и перед награждением.

Когда стали известны результаты финала, я, безусловно, была очень рада. Но итоги первого и второго туров уже давали мне основания рассчитывать на победу, поэтому, возможно, мои чувства не были столь яркими, как можно было бы ожидать. Впрочем, третий тур всегда оставляет место для неопределенности — его результаты ты всегда узнаешь уже после награждения.

Чтобы победить на „Всеросе“ по праву, надо много работать и учить материал. Специфика этой олимпиады заключается в том, что она не требует каких-то особенных талантов. Главная задача — суметь запомнить очень большой объем информации, поэтому хорошая память не повредит. И, конечно же, надо уметь этой информацией пользоваться».

Буланова Анна
Главный редактор Учеба.ру
25 апреля 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты