Мой город — Мурманск
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Мадлена Шагинян: «Критическое мышление, креативность, взаимодействие»

Как распознать талант и создать условия для того, чтобы он развился? Как вырастить лидера и при этом не потерять личность в постоянной конкурентной борьбе? Какими умениями должен овладеть школьник сегодня для того, чтобы быть успешным? И какой должен быть учитель для способного и мотивированного ребенка? Об этом «Учёба.ру» спросила заместителя директора школы «Летово» Мадлену Шагинян.
Наталья Афанасьева
05 декабря 2016
Фото: школа «Летово»

Школа-пансион для одаренных и мотивированных детей «Летово» начнет работать в 2018 году, но уже открыт прием заявок на поступление для учащихся 5-6 и 8 классов и конкурс среди учителей. В школе будут учиться дети со всей России, начиная с 7 класса.

Амбициозный проект — создать в стране школу, дающую доступ к образованию мирового уровня независимо от дохода семьи и места проживания, — частная инициатива бизнесмена Вадима Мошковича. Директор школы Михаил Геннадьевич Мокринский более 20 лет руководил лицеем № 1535 г. Москвы, лидирующим в рейтинге сильнейших школ страны. Российские и зарубежные преподаватели приглашаются на работу в «Летово» после прохождения конкурсного отбора и проходят дополнительную подготовку.

Заместитель директора по академическим вопросам Мадлена Шагинян — специалист в области российского и международного образования и профессионального развития для учителей, сертифицированный тренер программ Международного бакалавриата (IB), старший научный сотрудник МГПУ. В «Летово» она занимается внедрением в программу лучших российских и международных практик и методик, отвечает за качество образовательных стандартов и инновационную систему профессионального развития преподавателей школы. Она рассказала «Учёбе.ру» о принципах работы с одаренными детьми, о том, какие умения считаются сегодня необходимыми, и о том, каким должен быть учитель.

Мадлена Шагинян,
заместитель директора по академическим вопросам школы «Летово»
Что такое одаренность? Какие международные теории и практики тут используются?

У всех стран и школ свой подход к одаренности. В «Летово» мы будем прежде всего исходить из собственной образовательной модели: мы объединили сразу несколько теорий и методик работы с одаренными детьми. Во-первых, теория психологического развития Льва Выготского — у него есть понятие «зона ближайшего развития». Для каждого ребенка такая зона будет определяться и в соответствии с ней будет выстраиваться траектория обучения. Мы также принимаем во внимание «теорию множественного интеллекта» Говарда Гарднера, который считает, что у каждого человека есть уникальный интеллектуальный профиль, в который входят различные типы интеллекта.

Если говорить о подходах к обучению, к выявлению каких-то способностей или особого таланта, который сразу нераспознаваем, то здесь мы будем использовать «концепцию человеческого потенциала» американского психолога Джозефа Рензулли (одаренность рассматривается у него как сочетание трех характеристик: интеллектуальной одаренности; творческой одаренности или креативности; мотивации или побуждения к деятельности, — Прим. ред.). Если следовать Рензулли, дар — это врожденная, «необученная» способность, а талант — это способность развитая: умение делать что-то лучше других.

А вот бывший заместитель директора школы Итон и бывший директор школы UWC в Армении Джон Паддефут (John Puddefoot), например, в разговоре как-то вообще сказал, что не верит в то, что люди бывают одаренными и талантливыми от природы. У многих экспертов, которые занимаются образованием, свое видение. Единого понимания одаренности и того, как с ней работать, нет. Мы склонны верить, что каждый ребенок талантлив и у него есть свои, изначально заложенные способности, которые в определенных условиях могут развиться в большей степени.

вся система создается вокруг того, что ты не один

Междисциплинарное обучение, видимо, становится главным направлением в образовании. В «Летово» вы будете строить программу исходя из этого?

Мы будем использовать программу «концептуального обучения» Ван Тассел Баски. У нее дети используют фактический материал только как первую ступень к познанию, а дальше рассматриваются большие понятия, концепты, к которым этот фактический материал может привести. На уровне понятийного обучения предметы уже легко интегрировать.

Сегодня междисциплинарное обучение считается одной из самых перспективных образовательных моделей. Ведь когда ты выходишь на улицу, не бывает отдельно химии или физики. Жизнь познается не по предметам, все связано между собой. И если у ребенка есть такой опыт рассмотрения явления или событий, он понимает то или иное явление значительно глубже и, как следствие, оказывается лучше подготовлен к жизни. Поэтому мы собираемся вводить методику интегрированного обучения, где, в зависимости от года обучения, будут заданы свои темы и понятия. Такой подход всегда был в обучении одаренных детей. Сегодня все страны, которые пытаются поднять высокую образовательную планку, постепенно уходят от просто изучения предмета и приобретения фактических знаний и пытаются интегрироваться вокруг каких-то явлений. Международный бакалавриат с 2014 года ввел концептуальное междисциплинарное образование, которое строится вокруг абстрактных понятий. В «Летово» междисциплинарность будет одним из основных принципов.
Как ваша программа будет вписана в российский образовательный стандарт, будут ли использоваться какие-то российские или советские образовательные традиции? Как они сочетаются с международными стандартами?

Я хочу подчеркнуть, что «Летово» — российская школа и в основе ее будут лежать российские традиции. Летом мы были в Стэнфорде, и там все признавали, что соискателей-математиков и программистов из нашей страны нанимают почти всегда. Наша математическая школа всегда очень ценилась.

В основу программы лег российский образовательный стандарт, который мы дополнили американским, английским и стандартами Международного бакалавриата. Ядром программы являются умения. Мы выделили четыре основных (хотя на самом деле их значительно больше): критическое мышление, креативность, коммуникативность, взаимодействие. Мы брали за основу разные исследования и прогнозы относительно того, какие умения и качества будут необходимы в ближайшем будущем. Особенно хотелось выделить умение взаимодействовать. Это очень сложно: мы все амбициозны, у каждого свои цели, — но все-таки есть надежда, что учащиеся будут уметь эффективно работать в команде, ценить совместную работу, уважать мнения других и признавать, что кто-то может внести не меньший вклад, чем ты. Когда ты хочешь воспитать лидера, есть опасность, что дети озлобятся, конкурентность — вещь опасная. Сегодня многие думают: если хочешь быть сильным и побеждать, ты не должен задумываться о других. В нашем случае это невозможно, потому что вся система создается вокруг того, что ты не один: ты с людьми, такими, как ты, с общими интересами и одинаковыми ценностями.

созвездие всегда ярче, чем одна звезда

По какому принципу отбирались учителя? Чему ваша школа «доучивает» российских учителей, которых пригласила в команду, и что сами педагоги думают по этому поводу?

Наши учителя много учатся — до открытия каждый пройдет несколько программ, порядка 500 часов профессионального развития. То, что они компетентны в своих областях, никто не подвергает сомнению, но когда столько профессионалов собирается вместе, они дают другу удивительные вещи сверх того, что даем мы. Наша задача — создание профессионального сообщества людей, очень сильно неравнодушных к профессии.

Конкурс у нас открытый, мы зовем учителей из всех городов и стран — чем больше людей из разных мест будет в школе, тем богаче будет ее культура. Требования прозрачные: во-первых, это педагоги, у которых уже есть хорошие результаты — их ученики побеждают в олимпиадах, получают высокие баллы по ЕГЭ и IB, показывают хорошие результаты на международных экзаменах. Либо это люди, известные своими просветительскими проектами.

Для педагогов мы тоже разработали профессиональный и личностный стандарт. Например, человек должен с любовью и энтузиазмом относиться к своей профессии, блестяще знать свой предмет, уметь планировать и оценивать образовательный процесс, должен уметь работать в команде. Личностные компетенции таковы: он сам должен творчески и критически мыслить, быть объективен, честен и трудолюбив и уметь взаимодействовать с другими преподавателями. Педагоги с ощущением «я — звезда» работать в «Летово» не смогут. Это созвездие, оно всегда ярче, чем одна звезда. Как правило, на вопрос, почему ты стал учителем, люди отвечают: «У меня в школе был хороший учитель». Лично мне кажется, что хорошие учителя, как и врачи, должны любить людей, интересоваться ими, в данном случае — детьми и коллегами. Хороший учитель — тот, которому не все равно, как ты учишься, — он заряжает энергией и побуждает к образованию тем, что ты ему небезразличен.

Наталья Афанасьева
05 декабря 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты